Допуск СРО: раз решили

Допуск СРО: раз решили

На данный момент система саморегулирования в России еще окончательно не сложилась. Это подтверждают многочисленные изменения, вносимые в федеральные законы и подзаконные акты, которые и должны привести правила саморегулирования в соответствие с реалиями современной экономики. А если сказать точнее, данные изменения призваны создать ту модель хозяйственных взаимоотношений, которую государственная политика в данных отраслях считает верной.

Началось все традиционно, по-российски: после многолетних «продлений» лицензирования в области проектирования, инженерных изысканий и строительно-монтажных работ по причине недостаточной готовности госорганов и отраслевых ассоциаций, был введен так называемый «постепенный» переходный период, во время действия которого, в течение всего 2009 года, в упомянутых отраслях имели право работать лишь те компании, которые уже имели лицензии. Некоммерческие организации только к концу года стали получать статус саморегулируемых, но допуски к работам действовать начинали только с 2010 года. Благодаря разгару экономического кризиса госрегулятору удалось избежать большого количества претензий, связанных с тем, что малому и среднему бизнесу, который уже официально было принято любить, на практике невозможно было начать новое дело в данных отраслях экономики.

Несомненными плюсами, на мой взгляд, было провозглашение принципа экстерриториальности при выдаче допусков и постепенное выведение некоторых видов работ, не влияющих на безопасность капитального строительства, из области каких-либо разрешительных процедур. Первое позволило компаниям находить лучшие предложения по финансовым затратам, второе освободило микробизнес от значительных и бессмысленных затрат.

Желание государства отстраниться от принятия решения при «вхождении» в строительный бизнес впоследствии породило странный симбиоз повышенных финансово-материальных и кадровых требований. А многие, привыкшие к жесткой субординации, отраслевые союзы продемонстрировали откровенное равнодушие к интересам собственных членов при разработке внутренних стандартов СРО. Несмотря на несколько нормативных актов, довольно четко и строго регламентирующих условия выдачи допусков к работам, саморегулируемые организации часто весьма вольно трактуют, например, приказы и разъяснения Минрегионразвития РФ.

  ФАС решила судьбу проекта четвертого моста в центре Новосибирска

Есть и безусловные недостатки подобной системы: строитель, проектировщик или изыскатель, в большинстве своем, делают выбор «вслепую». Потенциальный член при вступлении в СРО не может знать всех подводных камней практики взаимоотношений внутри данного некоммерческого партнерства. Чем многие и пользуются. Главной «ловушкой» является тот факт, что при выходе из НП ни вступительные, ни членские взносы, ни любые другие взносы (в том числе в компенсационный фонд от 150 000 до 300 000 рублей) не возвращаются. Также может неприятно удивить требование страховать ответственность только в одной определенной страховой компании по явно завышенному тарифу, внезапное изменение количества требуемых специалистов в сторону увеличения и т. д.

Изрядно подпортило имидж СРО как партнерств, созданных во благо и для защиты интересов собственных членов и потребителей их услуг, отсутствие должной разборчивости при выборе региональных представительств — некоторые посреднические организации (просим не путать с серьезными юридическими компаниями) становились региональными представителями и использовали свой статус явно не во благо потенциальных членов.

Поверившие профессиональным «продавцам воздуха» часто оказывались в очень затруднительном положении, выход из которого, однако, легко находился, если уже вступивший член СРО соглашался на здесь же предлагаемые платные услуги. Их стоимость, как правило, в разы больше стоимости услуг по сопровождению данной процедуры в серьезной, зарекомендовавшей себя компании. В Новосибирске уже имеются прецеденты отказа в аккредитации регионального представительства — доходило до того, что «черные маклеры» от строительства, умышленно ли или из-за элементарного непрофессионализма, стимулировали вступать в «свое» СРО те организации, допуски которым по видам работ и не требовались. Также всем известны попытки крупных строительных холдингов, используя созданные «карманные» СРО, регулировать степень монополизации рынка.

  Ассоциация «Содружество» провела заседание Совета Южного ТО

Государство уже признало систему саморегулирования в экономике состоявшейся и в недалеком будущем планирует переводить на рельсы коллективной ответственности и другие отрасли экономики. Не так быстро и гладко, как хотелось бы, но государство постепенно отходит от излишней регуляции рынка. В саморегулируемых организациях уже обязаны состоять: аудиторы, оценщики, строители, проектировщики, изыскатели, энергоаудиторы. Еще планируется отмена лицензирования в существующем виде деятельности в области пожарной безопасности, реставрации, медицинской и образовательной деятельности.

Основные успехи развитых экономик связаны с изначальным узким разделением труда. Нет никакой необходимости нести бессмысленные риски при прохождении таких важных процедур, как получение допусков СРО. В дальнейшем это будет определять, в том числе и внутреннюю хозяйственную деятельность предприятия. Доверьтесь профессионалам — каждый должен заниматься своим делом.

X

Закажите обратный звонок