В России введут кодекс ипотечного кредитора

12 февраля участники рынка ипотечного кредитования обсудят проект кодекса ипотечного кредитора. Проект кодекса разработан рабочей группой \»СУПЕР (Стандарты, Унификация ПЕрвичного Рынка)\» в рамках проекта Международной финансовой корпорации (International Financial Corporation, IFC) \»Развитие первичного рынка ипотечного кредитования в России\», рассказала \»Интерфаксу\» начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева.

Целью кодекса его создатели видят \»установление высоких профессиональных и этических стандартов поведения кредиторов в отношении потребителей\» и \»продвижение этических и справедливых норм ведения бизнеса на благо потребителей, общественности и кредиторов\». Кодекс ипотечного кредитора дает толкование таким понятиям как \»жилищный кредит\», \»потребитель\», \»кредитор\» и \»рекламные материалы\» и определяет минимальные требования к кредитору в области защиты прав потребителей в процессе выдачи и дальнейшего обслуживания жилищных кредитов.

В частности, от кредиторов требуется профессионализм сотрудников, честность по отношению к клиентам, соблюдение ими законодательства и недопущение дискриминации по расовой принадлежности, цвету кожи, полу, семейному положению, вероисповеданию, возрасту, физическим возможностям, происхождению или национальности, образованию и опыту. Положения этого документа предусматривают сохранение конфиденциальности информации, которую заемщик предоставляет банку.

Специальные разделы кодекса посвящены регламентации отношений в сфере рекламы, предоставления консультационных услуг и услуг финансовой оценки, а также вопросу заключения ипотечного договора. Одним из главных требований кодекса является норма, предусматривающая предоставление кредитором полной информации о реальной стоимости жилищного кредита и всех накладных расходов на него.

Соблюдение всех положений кодекса является добровольным. \»В наших с Центробанком рекомендациях, выпущенных полтора года назад, ипотечный кредит рассматривался как вариант потребительского, — напоминает Бондарева. — Принятое две недели назад положение ЦБ о формировании резервов выданной ссуды, где рекомендуется фиксировать эффективную ставку по кредиту в договоре, также рассматривает ипотеку в рамках потребкредитования\».

  СРО «Строительное региональное партнерство» успешно прошло аудит НОСТРОЙ

Представительница ФАС подчеркивает, что для ее ведомства кодекс ипотечного кредитора важен тем, что \»все договора ипотеки, все взаимоотношения заемщика и кредитора должны быть максимально прозрачными и понятными как одной стороне, так и другой\». По ее словам, антимонопольная служба \»лишь предоставляет площадку для обсуждения этого проекта\». \»Разработанные правила будут приняты в том случае, если этого захотят сами участники рынка. Мы были только инициаторами идеи раскрытия информации по кредиту. А теперь, когда рынок отреагировал и появился проект IFC, все зависит лишь от направления движения самого рынка\», — утверждает она.

\»Индустрии дается шанс создать механизм саморегулирования на рынке ипотечного кредитования\», — комментирует заместитель руководителя проекта IFC по развитию первичного рынка ипотечного кредитования в России Андрей Милютин. В то же время, в случае, если такая возможность ипотечными кредиторами использована не будет, регуляторы рынка — Центральный банк и ФАС — будут вынуждены издать нормативные требования, которые будут регулировать отношения в этой сфере.

\»Стандарты цивилизованного поведения в любом случае будут приняты, но у банков, дающих жилищные кредиты, есть выбор: либо самим разработать кодекс поведения, а затем соблюдать его, либо подчиниться, возможно, более жестким требованиям регулятора\», — полагает А. Милютин.

Вместе с тем, пока не ясно, каким образом будет организован контроль за исполнением кодекса. В самом проекте этических норм поведения ипотечных кредиторов говорится о необходимости создания так называемого \»исполнительного совета\», в который могут войти не только представители банков, но и независимые эксперты.

Исполнительный совет, в свою очередь, должен назначить омбудсмена (защитника права) по жилищным кредитам. В его обязанности будет входить предоставление консультаций потребителям, а также осуществление посреднических услуг при возникновении жалоб у клиентов банков. Ю. Бондарева указывает, что органом, который будет воплощать кодекс в жизнь, может стать либо саморегулирующаяся организация (СРО), либо вновь созданная кредиторами, которые согласятся выполнять правила кодекса, либо одна из существующих сегодня банковских ассоциаций.

  «Храните деньги в кирпичах»

А. Милютин, поясняя принцип действия предложенной кодексом модели, отмечает, что у исполнительного совета принявших кодекс банков и СРО разные задачи. Если функцией исполнительного совета и назначенного им омбудсмена является лишь рассмотрение конфликтных случаев, то саморегулирующаяся организация должна будет внедрять стандарты кодекса на ипотечном рынке.

Однако, по-настоящему сильных средств против недобросовестных банков кодекс ипотечного кредитора не предоставляет. Так, раздел санкций является одним из самых коротких в проекте этого документа. В случае нарушения кредитной организацией норм кодекса исполнительный совет банков, принявших эти этические нормы, может лишь наложить запрет на право той или иной кредитной организации ссылаться на кодекс и упоминать его в своей рекламе.

X

Закажите обратный звонок