Новые проблемы строителей

Для СРО настало время перемен?

В июле месяце, напомню, был принят 372-ФЗ, который в значительной степени поменял градостроительный кодекс в части саморегулирования. Реформа многоступенчатая — некоторые статьи градкодекса вступили в силу уже сейчас, но бóльшая часть войдет с 1 июля 2017 года, то есть почти через год. Плюс к этому переходные положения закона содержат этапность действий членов СРО с разными датами этих этапов.

Сейчас СРО активно начали внедрять положения нового закона. Что вступило в силу сразу, то есть с 3 июля текущего года? Два важнейших положения. Во-первых, это региональность. В новом законе предусмотрено, что организации могут состоять в СРО только, что называется, по адресу прописки: новосибирские строители должны оказаться в новосибирских СРО. Так уж получилось, что из более чем 2700 строительных организаций, получивших свидетельства о допуске, в новосибирских СРО состоят от силы 600… Остальные — в СРО Москвы, Санкт-Петербурга и прочих. Им нужно будет перейти в новосибирские СРО, и на это дан срок до 1 июля 2017 года.

Есть еще время?

Срок установлен логично, потому что к июлю 2017 года строительным компаниям станет понятно, а нужно ли им вообще СРО? Ведь с 1 июля 2017 года в СРО должны остаться только заказчики и те генподрядчики, которые напрямую взаимодействуют с заказчиком. Еще СРО потребуется для тех, кто участвует в конкурсных процедурах (муниципальный и госзаказ, 223-ФЗ). Не нужно будет состоять в СРО компаниям, у которых договоры на сумму меньше трех миллионов, у которых есть государственное или муниципальное участие, а также всем, кто работает на субподряде.

Поэтому тем, кому придется остаться в СРО, надо будет переходить в новосибирскую СРО. Остальным, казалось бы, можно и не суетиться, просто дождаться 1 июля и спокойно положить свой допуск в архив. Однако возникла проблема — ажиотаж, и, на мой взгляд, не очень здоровый. Многие зачем-то кинулись переводиться уже сейчас в региональные СРО, особенно из московских и санкт-петербургских СРО. А те, в свою очередь, пока явно не готовы к такому повороту, и некоторым из них проще исключить члена, чем заниматься переводом средств его компфонда, передачей архивного дела. Да и выяснилось, что дел-то у многих нет. Когда строители вступали, им обещали легкую жизнь, мол, только деньги заплати, а документов нужен минимум. А теперь такие СРО вспомнили, что документы на соответствие требованиям им не предоставлены, и попросту начали проводить внеплановые проверки и исключать членов. И многие строители попали в ситуацию практически безвыходную: судиться со своими СРО можно, но шансов у них практически никаких, ведь в самом деле формально эти СРО правы. А главное, на время судов они остаются без допуска…

  В августе 2021 года общие собрания провели не менее одиннадцати строительных саморегулируемых организаций.

А работать без допуска пока нельзя?

Нельзя. Мы на совете в нашей СРО обсудили ситуацию и утвердили программу поддержки для компаний, которые пострадали при исключении. Уменьшили финансовые требования (взносы) при вступлении. Компании нужно только оплатить 100 тысяч минимального взноса в компфонд, чтобы перейти к нам без потери допуска. На льготы могут рассчитывать, впрочем, только добросовестные строители.

Новый закон значительно упростил и требования по количеству специалистов, минимально будет нужно всего два человека. Правда, они должны будут иметь больший стаж, чем раньше (минимум 10 лет по специальности) и войти в национальный реестр специалистов, который разрабатывает НОСТРОЙ. Но это будет необходимо к 1 июля 2017 года, пока мы сохранили минимальные требования: три специалиста. Из них вместе с компаниями будем выбирать тех, кто войдет в национальный реестр, подавать документы.

Взнос в компенсационный фонд теперь меньше 300 тысяч?

Надо сказать, что это вторая существенная новация в законе — взносы в компенсационный фонд изменились. Теперь будет два фонда: фонд возмещения вреда и фонд договорных обязательств. Из первого СРО по-прежнему несет ответственность перед третьими лицами, но взносы в него начинаются теперь от 100 тысяч рублей, а не от трехсот, как было ранее. А вот в фонд договорных обязательств взносы будут намного больше, вплоть до нескольких миллионов рублей, и ими СРО будет нести ответственность за исполнение контрактов. Вносить эти взносы будут только те члены СРО, которые участвуют в тендерах. Этот фонд заработает только после 1 июля 2017 года. Так что пока барьер для получения допуска снизился до 100 тысяч рублей, но увы, потом взносы для многих сильно вырастут. Мы в свое время выступали против такой нагрузки, но законодатели нас не услышали.

  «Это злая шутка какая-то»

Так законодатель попытался навести порядок в контрактной системе?

Я считаю, что это путь тупиковый — мы уже увидели, как фактически провалилась идея страхования ответственности застройщиков, но никто теперь не хочет посчитать, а сколько денег отдали добросовестные застройщики в бесполезное страхование? А ведь эти деньги могли бы уменьшить себестоимость строительства и в конечном счете — цену квадратного метра. Так же и здесь. Придется подрядчикам вырывать из оборота средства в новый компфонд.

Более правильно вводить дополнительные требования к участникам госзаказа, чтобы отсечь недобросовестных уже на этапе тендера. Сейчас Росстандарт утвердил ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Оценка деловой репутации строительных организаций», который позволяет проверить все: финансовую устойчивость, опыт выполнения контрактов, ритмичность работы предприятия. Мы в СРО уже приняли на общем собрании этот стандарт и сейчас разворачиваем с госзаказчиком работу по его внедрению. Это большая работа и очень нужная. Практика других регионов показала, что при совместном использовании таких стандартов как со стороны заказчика, так и СРО проблемы с неисполнением контрактов исчезают. Учитывая будущую ответственность СРО за исполнение контракта рублем, а это, напомню, с июля 2017 года, важно успеть его внедрить — тогда и выплат из нашего компфонда не будет.

X

Закажите обратный звонок