«Это издевательство»

«Это издевательство»

Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting: «Раньше застройщики платили в компенсационные фонды в СРО, много денег ушло и концов не найдешь, а функцию страхования ответственности застройщика эти фонды не выполнили.

А если компенсационные фонды не исполняют свою функцию, государство начинает искать варианты. Давайте застрахуем? Опять плохо: аккредитованных страховых компаний мало, они задирают тарифы. Регулирование строительной отрасли в России — это бесконечный процесс поиска лучшего решения. А решения все оказываются плохими, потому что люди не готовы за себя отвечать — значит, за них будет отвечать государство.

Государству все равно, хороший вы застройщик или плохой: не можете платить — уходите с рынка.

Не знаю, кто будет этим делом заниматься, заранее говорить невозможно, но то, что строители не кричат на эту тему, — уже хорошо. На рынке и так достаточно плохо все, сильно хуже-то не будет.

Конечно, на потребителя все переложится, но я не думаю, что будет фронтальный всплеск цен. В другой конъюнктуре, на растущем рынке, конечно, застройщики бы сказали: о, у нас тут новые расходы появились, мы цены увеличиваем. Я даже думаю, что цены могут не вырасти. Рынок же сильнее».

Владимир Мартыненков, член совета директоров ООО «АКВА СИТИ»: «Вопрос со страхованием в целом был правильный и рыночный, только нужно было провести нормальную работу с крупными страховыми компаниями. Нужно было с ними работать, заставлять их увеличивать уставные капиталы, перестраховывать ответственность, объяснять, что это не страшно.

Сегодня крупная страховая компания является еще и аудитором проекта, а что завтра будет? Это же как Фонд ЖКХ: все туда сыпят, а дальше кто во что горазд работают. Какой-то фонд помощи неграмотным застройщикам. Получается, меня тогда этот фонд рассматривает в последнюю очередь.

Объект стоит от 600 млн до 700 млн руб. То есть мы должны разово отправить 6–7 млн руб. в этот фонд. Если с каждой продажей квартиры мы будем предоставлять платежку в фонд — это будет мягкая схема. Рынок не встанет. Ну, будем платить за каждый объект — это же с новых объектов, они эволюционно будут подходить.

Но как будут использоваться эти средства, непонятно. Вроде для спасения дольщиков, но одним процентом всех не спасешь.

Сегодня рынок очень сложный, застройщик должен быть виртуозом, чтобы у него все получалось: с точки зрения и проектирования, и организации работ, и управления объектом, — над всем нужно думать. Чтобы оставаться на месте, нам сейчас в три раза больше надо работать».

Евгений Гаврилов, гендиректор ГК «Химметалл»: «Хуже, чем есть сейчас, сделать невозможно — это максимально плохо для всех: и для строителей, и для дольщиков, которых никто не защищает. Идея мне кажется здравой: раз уж у нас институт страхования не работает, а все только через прямое государственное участие, — может, хоть так.

  Будни и немножко займов

Для застройщиков это даже дешевле, а гарантии на порядок больше. Но порой стоимость строительства не знают сами строители — настолько механизм не отлажен. Мало кто из застройщиков ведет смету, а если ведут, она не имеет отношения к реальности. Металл, который является основой любого конструктива, с февраля по июнь вырос в два раза. Стоимость строительства 1 кв. м выросла процентов на 15–20 в зависимости от конструктива, — как это можно прогнозировать? Но с переходом к госфонду предпосылок для увеличения цен нет. Пока они озвучивают вполне удобоваримые цифры, которые можно только приветствовать.

Конечно, опасения, что это может практически парализовать [рынок] на 2–3 месяца, есть. Потому что это не рыночные механизмы.

Мы сначала делаем, а потом думаем головой, а чего мы там понаделали».

Олег Мирошников, гендиректор ООО «Арго»: «Сначала к страхованию ответственности застройщика были допущены абсолютно все — к чему это привело, мы прекрасно знаем. Потом ввели новый реестр компаний, которые имеют право осуществлять страховую деятельность, и застройщики вторично вынуждены были понести огромные расходы. Сегодня ты не сможешь зарегистрировать право или сделать переуступку, если не заплатишь 1 % с объекта, — это издевательство.

Поговаривают, что компании, которые сегодня осуществляют страховую деятельность, с нетерпением этого (отмены страхования. — Л. П.) ждут, чтобы обанкротиться и опять нас оставить один на один с этой ситуацией.

Мы постоянно их к этому подталкиваем: у них нет перспективы работы, Минстрой забирает у них кусок хлеба, — зачем им дальше осуществлять деятельность, можно благополучно всем помахать ручкой и не исполнять свои обязанности.

Ожидаемо это не было. Было ожидание ужесточения отношения к застройщикам, их активам и чистому капиталу. Ожидали, что будет запрещено до сдачи дома пользоваться деньгами дольщиков. Что заработает механизм проектного финансирования с разумными процентами от банков. Что сделают деятельность застройщиков более прозрачной, чтобы в электронной базе всегда было и расходование средств, и сроки строительства. А все сводится к банальным поборам, а деньги опять растворятся в московской бездне.

[Министр строительства и ЖКХ Михаил] Мень предлагает единоразовый платеж в размере 1 %. Ты эту квартиру продашь, может, через 3 года, а деньги заплатишь сегодня. И вот 6 млн руб. будут выдернуты у застройщика и потеряны. Поэтому как минимум на 2 % с ходу подорожает 1 кв. м жилья».

  Госзаказ меняет правила игры в строительстве

Дмитрий Червов, гендиректор «Концерна «Сибирь»: «Я считаю, что это логично и верно — и назревало давно. Была постоянная чехарда с частными компаниями, которые занимались страховками. Насколько мне известно, ни одной выплаты обманутым дольщикам не зафиксировано. Центробанк не был уверен в контрагентах, которым выдавал лицензии, постоянно их отбирал, и мы почти все лето разбирались, у кого она есть — это была гонка за призраком.

Процент цивилизованный, понятные параметры выдаются на понятные сроки, и фонд может составить конкуренцию проектному финансированию. Только механизм должны отработать.

Я думаю, механизмов обмануть госфонд нет, и риски уменьшатся. Если компания получила разрешение на строительство — у нас есть надзорные механизмы, надо их просто исполнить с должным тщанием.

На конечном покупателе это все уже никак не отразится. Ведь [не произойдет] ничего особенного, кроме бумажной волокиты, а у нас в России это традиционная вещь.

Но нам это еще может «поддать под дых» в январе — как раз такой период глухой, и мы тут можем «выхватить» неразберихи с оформлением процедур. Как прошлой осенью, когда встали продажи.

Опять назначат нам три тома и еще 5 гигабайт информации передать — вот этого я боюсь».

Максим Федорченко, гендиректор СРО «Строительное Региональное Партнерство»: «Это ожидаемо было, мы об этом просили. Рассматривали разные варианты, но то, что структура должна быть государственной и должна быть, — это было очевидно. Страхование себя не оправдало: цена квартир выросла, а защиты никакой.

По большому счету фонд, который формируется, компенсационным не является. Если искать аналог, то речь идет скорее о структуре вроде Агентства страхования вкладов (АСВ). И неизбежно он должен получить контроль над застройщиками, как это происходит у АСВ, иначе невозможно представить себе экономически структуру, которая бы собирала по 1 % взносов, отвечала за все проблемные стройки и выплачивала компенсацию всем обманутым дольщикам. Другое дело, если эта структура будет контролировать застройщиков и [при необходимости] вмешиваться [в процесс] и достраивать, — это совсем другие деньги, на это 1 % хватит.

1 % от суммы строительства — это гораздо лучше, чем 1,5 % от суммы продажи. Вопрос, когда платить: сразу вперед или по мере продажи? Если придут к тому, что застройщики должны вперед заплатить, многие просто разорятся.

Фонд можно запустить уже сейчас, но, чтобы он заменил страхование, нужно вносить поправки в 214-ФЗ, где обязательное страхование прописано. На мой взгляд, организационно это не очень реально».​

X

Закажите обратный звонок