Сергей Пугачев: От стандартов не отвертеться…

Одна из задач современных масштабных реформ в строительной отрасли – повышение качества строительства. Задача масштабная, сложная и давно требующая своего решения. Долгое время низкое качество финального продукта стройиндустрии объяснялось устаревшей, просто древней нормативной базой, доставшейся отрасли с советских времен. Сегодня НОСТРОЙ активно разрабатывает новые стандарты, существенная часть которых уже в самое ближайшее время станет обязательной для выполнения. Заместитель Исполнительного директора НОСТРОЙ Сергей Пугачев рассказывает, что и как изменится в деятельности СРО и строительных компаний в самый короткий срок.

Необходимость принятия актуальных, адекватных современным реалиям строительного рынка стандартов в последние годы понимало все строительное сообщество. Также всех заботило засилье на рынке недобросовестных СРО. В качестве одного из важнейших инструментов разрешения этих проблем НОСТРОЙ было введено 3 блока стандартов:

1. Единые стандарты деятельности СРО, которые регламентируют внутренние процедуры СРО.

2. Квалификационные стандарты деятельности – вновь введенные документы, базирующиеся на профессиональных стандартах. В качестве принципиально нового требования этих стандартов можно отметить необходимость подтверждать квалификацию.

3.Стандарты на процессы выполнения работ по строительству.

Разработкой единых стандартов деятельности СРО в соответствии со статьей 24 Федерального закона 315-ФЗ и решениями съезда НОСТРОЙ должно заниматься национальное объединение. Таким образом, НОСТРОЙ занялся разработкой единых стандартов деятельности СРО, благодаря чему сегодня удается уйти от проблемы демпинга требований, когда недобросовестные СРО устанавливали пониженные требования к вступающим членам, например, в части единовременной оплаты компфондов. Иногда эти требования просто шли в нарушении законодательства. В результате такими недобросовестными методами отдельные СРО набирали базу своих членов. Сегодня в условиях кардинальных реформ большинство из этих объединения утратили компфонды, либо до сих пор не открыли спецсчета для компенсационных фондов. Осень покажет, какое количество из них вообще останется на рынке. В результате внесения соответствующих изменений в Устав НОСТРОЙ получил право разработки единых стандартов деятельности СРО, а СРО – обязанность их соблюдать. Ранее НОСТРОЙ разрабатывал унифицированные требования к деятельности СРО, добросовестные СРО их использовали для разработки внутренних документов, недобросовестные не принимали их во внимание и имели право так себя вести. Сегодня этому положен конец.

— Чем руководствовался НОСТРОЙ, когда вводил требование подтверждения квалификации? Ведь в Градостроительном кодексе такой нормы нет?

 Действительно, ее нет, но у нас есть положения статьи 6 закона «О саморегулируемых организациях», в которых установлено, что СРО в качестве одной из основных функций организует профессиональное обучение и аттестацию работников членов СРО. Также изменениями в Градостроительный Кодекс РФ введен новый вид документа СРО — квалификационный стандарт, и он может содержать такую норму. Точно также, как и внутренние документы СРО могут содержать требование по подтверждению квалификации (в соответствии с частью 3 статьи 4 закона «О саморегулируемых организациях»). 3 июля 2016 был принят закон 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Трудовой кодекс установил, что профессиональные стандарты становятся обязательными, если отраслевое законодательство устанавливает требования к квалификации. Градостроительный кодекс ввел требования к квалификации, направлениям подготовки, инженерному и общестроительному стажу для специалистов по организации строительства. И в результате по совокупности требований разных законодательных актов требование о подтверждении квалификации становится обязательным как для руководителей, которые самостоятельно организуют строительство, так и для специалистов по организации строительства. Кроме того известна позиция высшего руководства страны по этим вопросам, поэтому подтверждение квалификации сегодня – это требование времени.

КОРР.: Какое значение для строительного рынка в целом имеют стандарты на процессы? С.ПУГАЧЕВ: Саморегулирование создавалось для обеспечения качества и безопасности строительства. Это установлено в статье 55.1 Градостроительного кодекса. Очевидно, что добиться этого можно при наличии строгих и одновременно современных нормативов, которые устанавливают требования к технологии строительства. Когда эти нормативы будут разработаны и приняты, можно говорить, что основа появилась. Второй важный вопрос – это контроль соблюдения компаниями этих стандартов. ФЗ- 372 ввел обязательность выполнения стандартов на процессы для строительных компаний-членов СРО.

  В какую СРО переходить?

— Почему возникла необходимость принимать новые стандарты?

—  Ситуация была настолько запущена, заниматься этой темой нужно было начинать давно! В 1994 году Госстрой вывел из системы нормативно-технических документов СНИПы на правила производства работ (так называемые «третьи части» СНИПов), поскольку они носили производственно-отраслевой характер. Устанавливать технологические нормы на федеральном уровне Госстрой посчитал неэффективным. Этим должны были заниматься сами предприятия. По факту этот пакет документов оказался брошенным. Документы вывели из основополагающего СНИП 10.01, при этом сами документы не отменили. И почти 20 лет к ним никто не возвращался, не обновлял, не адаптировал к современным условиям. При этом в проектной документации оставался проект организации строительства ПОС, который должен был устанавливать требования к технологической последовательности работ, к контролю качества проводимых работ. Сегодня можно в документах уважаемых строительных компаний увидеть ПОС со ссылками на давно отмененные или безнадежно устаревшие СНИПы.

Реально жизнь ушла вперед, используется другая техника и материалы, а ссылки – на устаревшие документы. Более того, Главгосэкспертиза, негосударственная экспертиза, Стройнадзор, Стройконтроль отслеживают выполнение устаревших нормативов. В 2009 году с созданием института саморегулирования были введены в Градостроительный Кодекс стандарты СРО на производство работ. В 2010 году был создан НОСТРОЙ и благодаря его деятельности было принято около 200 стандартов на процессы выполнения работ в строительстве. До 1 июля 2017 года они были добровольного применения. Проблема была в том, что добросовестные СРО и компании работали по ним, недобросовестные – игнорировали.

-Какова  процедура внедрения новых стандартов?

— На первом этапе все члены СРО должны принять приказ о вводе в действие стандартов с планом организационно-технических мероприятий, назначить ответственных за его реализацию, провести анализ, какие из принятых стандартов имеют отношение к деятельности компании, обеспечить введение стандартов во внутренний и внешний документооборот. Это работа – не на один год, но в первый год процесса внедрения стандартов, который начался 1 июля 2017 года, СРО будут проверять сам факт внедрения стандартов в деятельность строительных компаний. От СРО в этой работе тоже много зависит, и самое главное, они должны донести до своих членов тот факт, что теперь стандарты носят обязательный характер.

КОРР: А для строительных компаний есть какой-то плюс от введения стандартов на процессы и придания им статуса обязательных?

С.ПУГАЧЕВ Сегодня мы активно добиваемся того, чтобы наши стандарты вошли в состав конкурсной документации, а следовательно, и в состав проектной документации — проект организации строительства. Подписаны соответствующие соглашения с 26 региональными правительствами, с рядом крупных отраслевых заказчиков. Готовятся распорядительные документы по их реализации. В ряде субъектов они уже приняты или подготовлены соответствующие поручения. Мы хотим избежать применения устаревших документов и дублирования проверок строительных компаний! Временные и финансовые затраты на доработку проектной документации велики и должны быть минимизированы. Проверил Стройнадзор по нашим стандартам – и СРО может зачесть эти результаты компании в качестве своего ежегодного контроля. Аналогично и с проверками других ведомств, которые включат наши стандарты в свои документы. Что стоит подчеркнуть особо: не надо будет сразу проверять все 195 стандартов на процессы, будут выбраны приоритетные стандарты, которые в первую очередь влияют на безопасность в строительстве. И внутри стандартов будут выбраны пункты и требования, которые особо влияют на соблюдение в целом самого стандарта. До нового года ожидается принятие единого стандарта деятельности, который реализует риск-ориентированные подходы, обобщит все возможные способы контроля и станет обязательным для всех СРО.

  СРО для строителей и пожарных

— Как СРО отреагировали на перспективу быть локомотивом продвижения стандартов на процессы для строительных компаний?

— Вопрос актуальный! Когда стандарты носили рекомендательный характер, 57% СРО их приняли и руководствовались ими. В августе и сентябре текущего года у СРО больше голова болит по другому поводу: до 1 октября им нужно решить вопрос с компенсационными фондами, вопросы перехода членов в региональные СРО и соблюдение законодательства, связанного с этим блоком вопросов. Сегодня вообще сложно мониторить ситуацию в СРО: в некоторых регионах 40% из них просто не отвечают на запросы. Пока вообще непонятно, сколько СРО останется на рынке к тому моменту, когда им нужно будет заниматься внедрением стандартов. Мы обязательно проведем такой мониторинг в Москве в августе-сентябре, а по всей стране — после 1 октября 2017 года среди тех СРО, которые останутся. Будет интересно узнать позицию СРО, тем более, что Правительство Москвы поручило профильным департаментам включать наши стандарты в свою конкурсную документацию, и в Москве уже в ближайшем будущем стандарты на процессы начнут активно применяться.

— Учитывая возрастающую нагрузку на СРО в части ее контрольных функций, поднимает ли НОСТРОЙ проблему их автоматизации?

— По законодательству СРО имеют право не просто проверить раз в год состояние выполнения контракта, по которому предусмотрено наличие фонда обеспечения договорных обязательств. Они могут и должны постоянно мониторить ситуацию с ходом работ по такому контракту. И самые дисциплинированные из них так и будут делать! И такие СРО сегодня пытаются создать автоматизированную систему контроля выполнения обязательств по таким договорам. Тема актуальная, желание автоматизировать эту работу появляется в регионах: с этим вопросом к нам обращались из Иркутска, Перми, других территорий страны. В некоторых областях такие системы существуют, но в них есть определенная ущербность, она связана с тем, что существующие разработки не предполагают доступ к этой системе заказчика, а соответственно к документам, подтверждающим исполнение этапов контракта. Предлагаемые системы охватывают только подрядчиков и СРО, причем должна быть решена проблема представления подрядными организациями юридически значимой информации, заверенной ЭЦП. Второй недостаток этих разработок состоит в том, что они не имеют выход на федеральные информационные системы закупок и другие ресурсы. Обязательно должен быть доступ к информации по проводимым тендерам по ФЗ-223. Сегодня многие не владеют этой информацией. Поэтому вопрос о создании федеральной автоматизированной системы, которая поможет решить эти задача, весьма актуален. Эта инициатива получила поддержку заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака. Система разрабатывается, и возможно осенью можно будет запустить пилотный вариант сервиса.

                                                                                                                                                            Елена Пустыгина
Специально для портала «Всё о СРО»
all-sro.ru

X

Закажите обратный звонок