ФАС призвала учесть мнение отраслевой СРО при принятии поправок в закон «О железнодорожном транспорте»

6 июля в рамках парламентских слушаний замруководителя ФАС России Петр Иванов отметил, что поправки, регулирующие деятельность операторов железнодорожного транспорта, необходимо рассматривать с учетом позиции действующей отраслевой СРО. Соответствующая информация отражена в стенограмме, размещенной на сайте Совета Федерации.

В первой половине июля состоялись парламентские слушания на тему «О реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года». В них принял участие заместитель руководителя ФАС России Петр Иванов. Раскрывая позицию антимонопольщиков по законопроекту, регламентирующему деятельность железнодорожный операторов, спикер призвал депутатов не торопиться с рассмотрением поправок и прислушаться к мнению саморегулятора.

«В настоящее время в Российской Федерации единственной саморегулируемой организацией на железнодорожном транспорте является Союз участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава, в связи с чем представленный законопроект необходимо рассматривать с учетом позиции саморегулируемой организации по данному вопросу», — отметил Петр Иванов.

О чем поправки?

В июне сенаторы Совета Федерации внесли в Госдуму проект федерального закона, который регламентирует деятельность операторов железнодорожного транспорта. Как отметили авторы поправок, проект призван урегулировать отдельные технологические вопросы организации перевозочного процесса в условиях частного парка вагонов. Так, в документе раскрыты следующие вопросы:

  1. Вопросы правового статуса оператора железнодорожного подвижного состава как единственного лица, оказывающего услуги по предоставлению вагонов под перевозки грузов.

«Ранее … именно перевозчик владел вагонами и оказывал не только услуги по перевозке, но и услуги по предоставлению вагонов для перевозки (подавал свои вагоны под погрузку). В настоящее время услуга по предоставлению вагонов под перевозки грузов осуществляется операторами железнодорожного подвижного состава. … При этом федеральные законы в области железнодорожного транспорта содержат только понятие «оператор железнодорожного подвижного состава», не определяя обязательств оператора в организации перевозки. Все обязанности законодательно сохраняются за перевозчиком», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Проект федерального закона направлен на уточнение указанных моментов. Оператор предоставляет вагоны грузоотправителям или грузополучателям по договору, несет ответственность за техисправность и коммерческую пригодность своего имущества (вагонов, контейнеров). При этом операторская деятельность не является публичной. В то же время, так как именно операторы обеспечивают перевозку вагонами, а услуги перевозки железнодорожным транспортом общего пользования являются публичными, операторы должны осуществлять свою деятельность по единым стандартам. Для этого предлагается законодательно установить основные обязанности операторов и закрепить, что правила оказания услуг по предоставлению вагонов под перевозки утверждаются Правительством Российской Федерации.

  1. Отдельные технологические вопросы организации перевозочного процесса в условиях профицита частного парка вагонов.
  СРО «Строительное региональное партнерство» успешно прошло аудит НОСТРОЙ

Отмечается, что в 2020 году профицит вагонов составил уже 226 тысяч вагонов, сегодня в производственном процессе непосредственно задействовано только 73% от рабочего парка. А парк грузовых вагонов превышает предельно допустимые технологические параметры заполнения станционных путей на 132 тысячи вагонов. Это негативно влияет на эксплуатационные и экономические показатели работы железных дорог и приводит к потере скорости на отдельных участках, снижению производительности рабочего парка.

В связи с этим авторы поправок рекомендуют предусмотреть в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте» методику для расчета парка грузовых вагонов, который требуется для обеспечения перевозок с учетом возможностей инфраструктуры. Также предлагается закрепить право перемещения пустых грузовых вагонов не только с припортовых железнодорожных станций, но и иных железнодорожных станций сети, порядок определения которых устанавливается Правительством. Это улучшит эксплуатационную обстановку и не допустит локального дефицита подвижного состава во время пиковой погрузки.

  1. Проблемы обеспечения вагонами отдельных категорий грузов (предоставление вагонов под перевозки зерновых грузов, проблемы с вывозом щебня).

Президент поручил Минтрансу совместно с Минпромторгом, Минсельхозом и заинтересованными организациями предотвратить возникновение локальных дефицитов грузовых вагонов, в том числе, повысив эффективность «оборачиваемости подвижного состава на железнодорожных путях общего и необщего пользования». В этой связи, чтобы всегда была возможность для вывоза отдельных категорий грузов, в том числе, сезонных грузов, законопроект предусматривает нормы об обеспечении операторами таких перевозок вагонами в порядке, определяемом актом Правительства.

  1. Вопросы выполнения запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона.

Устав предусматривает, что перевозчик взимает с грузоотправителя или осуществляющей перевалку грузов организации соответствующий сбор:

  • за внесение изменений в принятые заявки, касающихся перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения,
  • за изменение железнодорожных станций отправления.
  «Извините, я — банкрот»

А за невыполнение принятой заявки перевозчиком с грузоотправителя взимается штраф. При этом положения «Устава ж/д транспорта», регулирующие перевозку грузов, применяются к отношениям, связанным с перевозкой не принадлежащих перевозчику пустых вагонов. В этой связи законопроект предлагает ввести аналогичную норму применительно к невыполнению запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, а также установить сбор за внесение отдельных изменений в запрос.

  1. Вопросы осмотра вагонов при приеме к перевозке и подаче под погрузку.

Правовое регулирование ответственности за техническое состояние вагонов, в основном, сохраняет принцип принадлежности вагонного парка перевозчику. Так, на перевозчика возложена обязанность предоставлять под погрузку технически исправные и пригодные для перевозки конкретного груза (в том числе промытые, продезинфицированные и т.д.) вагоны. Такая технология была применима к парку перевозчика, так как услуги перевозчика начинались с предоставления своих вагонов под перевозку грузов, то есть, с подачи под погрузку. Поэтому именно перевозчик отвечал за коммерческое и техническое состояние вагонов на этой стадии.

В условиях отсутствия у перевозчика вагонного парка основным для него является услуга по перевозке грузов и порожних грузовых вагонов, которая включает прием вагона к перевозке на железнодорожной станции отправления, доставку и выдачу на железнодорожной станции назначения. Отмечается что вопросы подготовки вагонов для погрузки, их исправности и пригодности под погрузку должны решаться между грузоотправителями и операторами железнодорожного подвижного состава. А порядок осмотра перевозчиком вагонов при приеме к перевозке должен включать не только критерии, но и перечень технических неисправностей, которые перевозчик может обнаружить.

«Это позволило бы сконцентрировать внимание перевозчика на стадию приема вагона к перевозке и на основное определение технической исправности вагона именно на этой стадии и далее в процессе перевозки, что будет способствовать безопасности и эффективности перевозки, а также снижению количества отцепок в пути следования. Кроме того, этот фактор влияет на увеличение сроков оборота вагонов и сроков доставки», — отметили авторы поправок.

Также необходимо отразить технологию процесса, учитывающую возможности перевозчика при проведении технического осмотра вагонов, во избежание претензий и споров.

X

Закажите обратный звонок